Как известно, сейчас метро Санкт-Петербурга испытывает не лучшие времена: низкий уровень финансирования обуславливает столь же низкую скорость строительства. Изменить ситуацию может либо появление новой метростроительной компании при поддержке Смольного и банка «ВТБ», либо участие китайских строительных компаний.
Впрочем, проблема медленного строительства метрополитена есть и в других регионах России, и легче сказать, где ее нет. Самые в этом смысле благополучные города – Казань и особенно Москва. Уже в 2020 году в Москве было построено 9 новых станций, а с 2021 по 2025 запланировано еще 25 (однако даже введение новых станций не исправило типичной московской ситуации с пробками). В это время в Санкт-Петербурге даже те немногочисленные станции, которые запланировано построить, не вводятся годами, да и сами планы пересматриваются. При этом фактически монополист в деле строительства метрополитена, «Метрострой», находится весьма плачевном состоянии: компания на пороге банкротства, и даже зарплаты сотрудникам выплачиваются с задержками.
АО «Метрострой»: обанкротить нельзя сохранить
О том, что делать, чтобы петербургское метро строилось быстрее, говорят уже не один год, однако конкретных решений пока нет. К тому же у нас нет тех преимуществ, которые позволяют Москве быть впереди планеты всей: так, в столице и денег больше, и специалисты – не только со всей страны, но и из Китая.
Однако участие китайских компаний возможно и у нас: компании China Railway Construction Corporation (CRCC) и China State Construction & Engineering Corporation (CSCEC) были названы в числе возможных исполнителей работ. CRCC участвует в строительстве московского метро с 2017 года и давно рассматривает петербургский рынок. В августе сообщалось о планах на создание консорциума компании «Стройтрансгаз» и АО «Метрострой». Но осенью 2020 года активизировался банк «ВТБ», и Смольный решил создать совместно с ним свою компанию. О ситуации со строительством петербургского метрополитена губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил президенту России Владимиру Путину.
Губернатор рассказал, что состояние «Метростроя» в данное время близко к предбанкротному: большая часть акций предприятия распределена по частным рукам, городу же принадлежит всего 25%. При этом обанкротить предприятие нельзя, потому что стройка не должна останавливаться. Решением этой проблемы и должно стать создание совместного с «ВТБ» акционерного общества, 65% акций которого будут переданы городу. Такая мера позволит начать работу, почти не прерывая строительных работ.
Однако эксперты не так оптимистичны в своих прогнозах: новая компания начнет работать не меньше, чем через год. Сроки ввода новых станций снова оттянутся, на сей раз – по уважительной причине, из-за создания новой строительной компании. Еще одна неясность – сумма, которую «ВТБ» выдаст Смольному в кредит на строительство метро. Она нигде не озвучивается. Все это наводит на мысль о том, что главная цель этих манипуляций – избавиться от «Метростроя», принадлежащего, кстати, семье бывшего гендиректора Вадима Александрова и ставшего в последнее время для наших чиновников проблемой.
Метро в пешей недоступности
С постоянно меняющимися планами Смольного по поводу метро застройщики неоднократно попадали в неловкую ситуацию: покупателям обещают дом рядом с метро, однако станция еще не построена, и новоселам приходится ездить на наземном транспорте. Такая ситуация сложилась в «Балтийской жемчужине», а также в Янино и Кудрово. Поэтому больше застройщики не ориентируются на новости о строительстве метро.
Так как де-юре это еще и не Санкт-Петербург, а Ленобласть, предугадать развитие ситуации практически невозможно. Как сообщили в пресс-службе заместителя председателя правительства Ленобласти по транспорту и топливно-энергетическому комплексу Сергея Харлашкина, строительство метрополитена – прерогатива Петербурга. От более подробных комментариев пресс-служба отказалась. Напомним, также Сергей Харлашкин – экс-глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга. Еще он занимал пост директора «Метростроя» с февраля по август сего года.
Как отмечает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова, главный корень проблем с метро в нашем городе – недостаточное финансирование. При том, что, в отличие от той же Москвы, процесс строительства здесь дороже и трудозатратнее из-за непростых геологических условий. При этом в Москве, где еще и с геологией значительно проще, в развитие транспортной сети вкладывают огромные суммы. Таким образом, отставание Петербурга от Москвы усугубляется. Тогда как в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, метро – единственное решение проблем жителей. При этом точно не нужно запрещать строительство в местах, где нет метро: это приведет еще и к дефициту недвижимости, ведь в более обжитых районах мест под застройку попросту нет.
По мнению исполнительного директора СК «Ойкумена» Романа Мирошникова (СК «Ойкумена принимала участие в строительстве московского метро), проблему петербургского метрополитена местные власти могут решить, привлекая, в зависимости от того, что рентабельнее, подрядчиков из Москвы или Китая. При этом Роман Мирошников не питает по поводу строительства особых иллюзий, ведь достаточно сравнить суммы, выделяемые на эти цели. Так, на строительство метро в Санкт-Петербурге, согласно проекту бюджета, с 2021 по 2023 годы планируется потратить 37 млрд руб., из них на 2021 год зарезервировано 7,4 млрд. Также, по данным из открытых источников, в строительство подземных станций в нашем городе в ближайшее время может инвестировать около 1 млрд рублей АО «Метрострой Северной Столицы». В Москве, для сравнения, на развитие транспортной инфраструктуры планируют выделить около 2 трлн руб. Большая часть этой суммы пойдет именно на строительство метро, ведь это – самая крупная статья расходов .