Все больше семей при выборе недвижимости обращают внимание не только на наличие, но и на качество детской инфраструктуры. К такому выводу пришли участники круглого стола «Территория развития. Как архитектура жилой и образовательной среды влияет на развитие ребенка», организованного Forbes Education и Prime Life Development.

Требования родителей повышаются вместе с классом жилого комплекса. Если в массовом сегменте значимость наличия образовательных учреждений (детских садов и школ) в пешей доступности важна для одной пятой покупателей, то в бизнес- и премиум-сегментах – уже для одной трети, свидетельствуют результаты исследования.

Детский слой

Дошкольное образование определяет академические достижения ребенка в школе и его последующую адаптацию в социуме, свидетельствуют результаты эксперимента Чикагского университета. Подростки, в раннем возрасте посещавшие хорошие детские сады продолжительный период времени, сдавали выпускные экзамены значительно лучше тех, кто не имел подобного опыта, к такому выводу пришли специалисты Оксфордского университета. 

Младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина привела в пример недавнее исследование, которое показало, что почти 80% дворовых площадок в Москве разделены на зоны для разных возрастов (раннего, дошкольного и школьного), что соответствует запросу родителей, однако более половины из них (53,8%) оснащены однотипным оборудованием, ориентированным в первую очередь на физическую активность и не создающим условий для экспериментов и сюжетной игры. Младшие школьники, приходящие на такие площадки, пытаются повысить их игровую ценность и начинают использовать элементы не по назначению: карабкаются на крышу, раскачиваются впятером на одной качели. 

Однако, по словам заведующей лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ, исследователя, кандидата психологических наук Елены Ивановой, площадки стали меняться, а насмотренность девелоперов возросла – многие стали задумываться о том, какую среду необходимо создать не только для повышения привлекательности жилого комплекса, но и для того, чтобы качественно удовлетворить потребности семей. 

Совместная работа

По мнению управляющего партнера Prime Life Development Дениса Коноваленко, при создании инфраструктуры и общественных пространств в жилых комплексах важна совместная работа застройщиков и архитекторов со специалистами в области педагогики. В частности, «проектирование детского сада на 300 детей в жилом комплексе бизнес-класса «1-й Нагатинский» велось с учетом результатов исследований ведущих психологов и педагогов. Детский сад полностью соответствует самым современным трендам девелопмента и воплощает лучшие практики дошкольного образования. В итоге удалось сформировать многофункциональные и насыщенные пространства и общественные зоны. Акцент был сделан на благоустройстве и озеленении территории вокруг детского сада. Концепция озеленения включает в себя мотивы детских сказок, здесь запланирована эко-тропа, проходящая по всей территории комплекса.

«Мы всегда в проектировании отталкиваемся от исследований. Изучив мировые и российские тренды в проектировании детских зон, мы выделили основные понятия: творчество и экспериментирование; развитие социальных навыков через совместную игру; развитие разных форм движения; эстетическое воспитание и воспитание эмпатии», – поделился Алексей Афоничкин, сооснователь архитектурного «Бюро А4», разработавшего концепцию благоустройства территории детского сада. По его опыту, важно дать детям контролируемую свободу, чтобы они могли испытывать себя и таким образом развиваться. 

Детский сад, получивший архитектурную премию города Москвы 2023 года в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение детского сада», будет окружен насыщенной игровой инфраструктурой, учитывающей возрастные особенности и потребности детей в разных типах игры и активностей. «Концепцию благоустройства ЖК «1-й Нагатинский» пронизывает тема «Путь героя». Ребенок проходит путь с испытаниями, как настоящий герой мифов или сказок, и к концу истории взрослеет, приходит к новым знаниям и навыкам», – объяснил Коноваленко. Пространство включает в себя современные и безопасные площадки для детей разного возраста: «Зов приключений» (3-4 года), «Отправление в путь» (4-5 лет), «Приключение» (5-6 лет), «Дорога домой» (6-7 лет), «Спортивные испытания», праздничное дерево, детский театр, природный уголок и зону ожидания для родителей. «Дети смогут изучить профессии (археолога, художника, пилота, фермера, ученого, строителя и пр.) и выбрать, кем хотят стать в будущем», – добавил управляющий партнер Prime Life Development.

Из пользователя в создатели

Важная проблема детских пространств – однообразие и отсутствие возможности для фантазии. «Моя основная претензия к нашим площадкам – они очень красивые, дорогие, но проблема в том, что ребенок ежедневно выходит в одно и то же пространство», – заявил педагог, психолог, эксперт в дошкольном и начальном школьном образовании Сергей Плахотников. Решить эту проблему помогают полифункциональные пространства и соучаствующее проектирование. Дети имеют возможность влиять на среду, самостоятельно ее проектировать, изменять, видеть результаты и вдохновляться. Ребенку важно пройти путь от возникновения идеи до ее реализации много раз, чтобы это стало привычкой. Благодаря такому опыту, став взрослым, он сможет не только генерировать идеи, но воплощать их и внедрять на практике.

Соучаствующее проектирование – архитектурный метод проектирования общественных пространств с вовлечением в процесс жителей, в том числе и детей, местных сообществ и бизнеса, активистов, представителей администрации, инвесторов, экспертов и других неравнодушных людей. Как отметила директор студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская, соучаствующее проектирование позволяет разработать удовлетворяющий все заинтересованные стороны проект.

Новые требования предъявляются и к школам. Как отметил директор АНОО «Школа 800», руководитель центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан, основная задача девелопера – построить школу в соответствии с современными требованиями к образовательной среде. По мнению Марка Сартана, можно выделить несколько ключевых ошибок при проектировании школ:

  • не учитывается трафик: входные группы должны быть организованы таким образом, чтобы все могли войти в школу за 10 минут;
  • не предусмотрены места для родителей;
  • не считается количество часов нагрузки на кабинеты; 
  • упускается задача создания различных функциональных зон вне кабинетов;
  • отсутствует логика компоновки пространств в тематические блоки, например, химико-биологический блок;
  • мало внимания уделяется психологической безопасности, в том числе в целях профилактики буллинга.

При этом неправильно всю ответственность перекладывать на девелоперов. «Нужно делать современные пространства, но без настройки содержания, отношений, культуры, в этих пространствах происходить ничего не будет», – заметила Мария Васильева, основатель и руководитель проекта «ПРОвыбор». По ее словам, семьи можно условно разделить на две большие группы: те, кто склонны выбирать детские сады и школы по «фасаду», и те, кто ищет педагогическую команду и атмосферу. «Задача застройщика – построить яркую, современную, насыщенную образовательными возможностями школу как драйвер продаж квартир. У родителей же могут быть другие требования», – добавил Марк Сартан.

Прочтите также:

от Prsource

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

level: 4