Подробнее об этой работе в своей колонке рассказывает заместитель директора Липецкого филиала Президентской академии Светлана Подкутова.
Сейчас активно продолжается создание в стране новых инженерных школ. Планируется, что их будет 50. Идет работа по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это федеральная программа, направленная на развитие высших учебных заведений в России через поддержку стратегических проектов и инициатив. В число вузов-участников программы входит и РАНХиГС.
Сегодня более 160 индустриальных партнеров принимают участие в реализации приоритетных направлений технологического лидерства. Порядка 70% выпускников 2024 года передовых инженерных школ России уже работают в структурах индустриальных партнеров.
Серьезное внимание уделяется профессиональной подготовке кадров и конкретно в Липецкой области. Самая скрупулёзная подготовка ведётся к открытию в регионе собственного медицинского вуза. Планируется, что первый набор студентов состоится уже в следующем учебном году. Вуз станет филиалом Российского университета медицины. А готовить липецких медиков будут, в том числе и врачи, которые ранее работали в Национальном центре сердечно-сосудистой хирургии имени А. Бакулева, а теперь — в Липецке.
Ведётся в регионе и реализация федерального проекта «Профессионалитет». В ЛГТУ открылся кластер по подготовке энергетиков. Подготовка инженеров здесь ведется по инновационным программам. Елецкий госуниверситет планирует в рамках «Профессионалитета» открыть агрокластер.
«Профессионалитет» качественно меняет и среднее образование. Здесь важная составляющая — соотношение набора в колледжи и техникумы с кадровыми потребностями работодателей региона. Благодаря активному сотрудничеству с предприятиями, студенты на практике знакомятся с особенностями того или иного производства. И сразу после обучения могут трудоустроиться.
Различные университеты России совместно с Росмолодёжью, «Движением первых», обществом «Знание» и АНО «Россия – страна возможностей» позволяют реализовать потенциал каждого и сформировать систему социальных лифтов. Липецкие школьники и студенты активно участвуют в этих проектах. Например, из Липецкой области на конкурс Знание.Лектор поступило 400 заявок.
Важным условием для самоопределения и саморазвития для молодёжи является поддержка проектов ребят. Так, в 2025 году Минобрнауки будет объявлять гранты на создание и развитие студенческих конструкторских бюро, одним из условий их получения станет наличие индустриального партнера как заказчика и потенциального работодателя для выпускников. Важно что ребята с удовольствием пользуются возможностями грантовой поддержки — для реализации проектов по самым различным направлениям. В прошлом году липецкая молодежь выиграла более 18 миллионов в конкурсе «Росмолодежь.Гранты». В этом году липецкие студенты представили 18 проектов, на реализацию которых жюри выделило 21 млн рублей.
Пример такой грантовой поддержки — 5 проектов молодых учёных из Липецкой области получили поддержку в 1 миллион рублей от Фонда содействия инновациям, победив в федеральном конкурсе «Студенческий стартап». Среди победителей проект нашего выпускника Михаила Колесникова «Разработка инновационной линейки гитар и звукоснимателей с использованием 3D-печати для широкого круга музыкантов». Молодой учёный и свой диплом защищал в формате стартапа.